Ми-1     Ми-8     Ми-2     Ми-24     Ка-27

Вертолёт Ми-4
(Находился на вооружении в училище с 1953 по 1974 годы)

    В сентябре 1951 года под председательством И.В. Сталина в Кремле состоялось совещание, посвящённое ликвидации отставания нашей страны в области вертолётостроения, на котором получил одобрение разработанный в ОКБ М.Л. Миля проект двенадцатиместного вертолёта В-12 (или ВД-12 - вертолёт десантный на 12 человек).
    На создание машины отводился только один год. Конструкторы в ОКБ работали по 14-16 часов в сутки, ночевали на заводе. Для нового вертолёта была выбрана двухэтажная компоновка, аналогичная компоновке американского аппарата Сикорский S-55. Мощный
14-тицелиндровый (двойная звезда) авиационный двигатель АШ-82В (вертолётный) с осевым вентилятором и муфтой включения Ми-4АДТ находился в носу фюзеляжа полумонококовой конструкции. Взлётная мощность двигателя была 1700 л.с., номинальная 1530 л.с. За двигателем, в районе центра тяжести вертолёта, располагалась вместительная грузовая кабина размером 4,5×1,6×1,76 м. с откидными сидениями десантников, швартовочными приспособлениями , трапом для загрузки техники. Заканчивалась кабина большим люком. Это было новым решением в практике мирового вертолётостроения. Для перевозки крупногабаритных грузов и крановых работ винтокрылый аппарат впоследствии был оснащён системой внешней подвески грузоподъёмностью до 1300 кг. Ми-4 в ЧССР
    В подфюзеляжной гондоле разместили подвижную стрелковую установку НУВ-1 с крупнокалиберным пулемётом ТКБ-481М. Огонь из пулемёта вёл бортмеханик. Сверху над грузовой кабиной находилась кабина пилотов. Сидения лётчиков располагались рядом. За кабиной были расположены отсеки главного редуктора и топливного бака. При необходимости увеличения дальности и продолжительности полёта дополнительный бензобак мог устанавливаться в грузовой кабине.
    Двигатель был связан с двухступенчатым планетарным редуктором Р-5 посредством вала, проходившего между сиденьями пилотов. Редуктор распределял мощность на главный вал
и - через хвостовой и концевой валы и редуктор - на вал РВ. Четырёхлопастной несущий винт диаметром 21 м. имел трёхшарнирную Вертолёт огневой поддержки сухопутных войск Ми-4АВ втулку и автомат перекоса. Для уменьшения свеса лопасти применили центробежные ограничители.
    Лопасти несущего винта В-12 сначала имели смешанную конструкцию. Трубчатый стальной лонжерон собирался из телескопических труб. С помощью заклёпочных соединений к нему крепились каркас из деревянных нервюр, стрингеров и обшивка из фанеры и полотна. Толкающий трёхлопастной рулевой винт В1Х1 (конструкции ОКБ Н.И. Петрова) диаметром 3,6 м. имел цельнодеревянные трапециевидные лопасти, крепившиеся к втулке с помощью осевых и горизонтальных шарниров. Лопасти винтов, а также передние стёкла кабины лётчиков были оборудованы противооблединительными системами.
    В-12 стал одним из первых в мире вертолётов, в систему управления которого включили гидроуселители (бустеры), Ми-4А на учениях Сухопутных войск и первым в СССР летательным аппаратом с необратимым бустерным управлением.Жёсткая проводка управления состояла из системы тяг и качалок. Рычаги управления вертолётом в кабине лётчиков были дублированы. Приборное оборудование обеспечивало пилотирование аппарата в ночное время и в сложных метеоусловиях. На конце хвостовой балки находился управляемый стабилизатор. Колёсное шасси было четырёхопорное с пирамидообразными стойками.
    В начале марта 1952 года выпуск рабочих чертежей был завершён, а в конце апреля на опытном производстве завода №3 построили первый лётный экземпляр. Одновременно ресурсный экземпляр был собран на саратовском серийном авиационном заводе №292.
    Первый свободный полёт выполнил лётчик В.В. Виницкий 3 июня 1952 года. После успешного Ми-4 в музее Казанского вертолётного завода завершения в августе 1952 года программы заводских испытаний вертолёт был предъявлен на государственные испытания в ГК НИИ ВВС.Ещё до их окончания, в декабре 1952 года, в Саратове развернули серийное производство В-12, получившего
обозначение Ми-4.
    Уже в начале следующего года вертолёт, ещё не прошедший войсковые испытания стал поступать в училище, где 17 мая 1953 года закончили переучивание подполковники Аугуль А.Э., Добров П.М. и майоры Чижов К.З.и Анисимов В.П., а 18 мая 1953 года начато эксперементальное обучение 22 курсантов на вертолёте Ми-4.
    Всего в училище на Ми-4 было выпущено 3620 человек.
Лётно-технические характеристики вертолётов Ми-4
Основные данные Ми-4 Ми-4А Ми-4АВ
Год постройки 1952 1957 1967
Экипаж, чел.
Число пассажиров(десантников)
3
16
3
16
3
-
Тип двигателей
Мощность двигателей,л.с.
АШ-82В
1700
АШ-82В
1700
АШ-82В
1700
Диаметр несущего винта,м 21 21 21
Масса пустого вертолёта,кг
Взлётная масса,кг:
    нормальная
    максимальная
Масса груза,кг:
    нормальная
    максимальная
    на внешней подвеске
4900

6950
7600

1200
1600
-
4970

7500
7800

1200
1670
1300
5840

7500
7800

...
...
-
Скорость полёта,км/ч:
    максимальная
    крейсерская

226
...

214
190

170
140
Статический потолок,м:
    с учётом влияния земли
Динамический потолок,м

1200
5500
1250
5650

...
4000
Практическая дальность
полёта,км

465

455

340

Следующий>>>



Сайт создан в системе uCoz