Вертолёт Ми-4
(Находился на вооружении в училище с 1953 по 1974 годы)
В сентябре 1951 года под председательством И.В. Сталина в Кремле
состоялось совещание, посвящённое ликвидации отставания нашей страны в области вертолётостроения,
на котором получил одобрение разработанный в ОКБ М.Л. Миля проект двенадцатиместного вертолёта В-12
(или ВД-12 - вертолёт десантный на 12 человек).
На создание машины отводился только один год. Конструкторы в ОКБ
работали по 14-16 часов в сутки, ночевали на заводе. Для нового вертолёта была выбрана двухэтажная
компоновка, аналогичная компоновке американского аппарата Сикорский S-55. Мощный
14-тицелиндровый
(двойная звезда) авиационный двигатель АШ-82В (вертолётный) с осевым вентилятором и муфтой включения
находился в носу фюзеляжа полумонококовой конструкции. Взлётная мощность двигателя была 1700 л.с.,
номинальная 1530 л.с. За двигателем, в районе центра тяжести вертолёта, располагалась вместительная
грузовая кабина размером 4,5×1,6×1,76 м. с откидными сидениями десантников, швартовочными
приспособлениями , трапом для загрузки техники. Заканчивалась кабина большим люком. Это было новым
решением в практике мирового вертолётостроения. Для перевозки крупногабаритных грузов и крановых
работ винтокрылый аппарат впоследствии был оснащён системой внешней подвески грузоподъёмностью до 1300 кг.
В подфюзеляжной гондоле разместили подвижную стрелковую установку НУВ-1 с
крупнокалиберным пулемётом ТКБ-481М. Огонь из пулемёта вёл бортмеханик. Сверху над грузовой кабиной
находилась кабина пилотов. Сидения лётчиков располагались рядом. За кабиной были расположены отсеки
главного редуктора и топливного бака. При необходимости увеличения дальности и продолжительности полёта
дополнительный бензобак мог устанавливаться в грузовой кабине.
Двигатель был связан с двухступенчатым планетарным редуктором Р-5 посредством
вала, проходившего между сиденьями пилотов. Редуктор распределял мощность на главный вал
и - через хвостовой
и концевой валы и редуктор - на вал РВ. Четырёхлопастной несущий винт диаметром 21 м. имел трёхшарнирную
втулку и автомат перекоса. Для уменьшения свеса лопасти применили центробежные ограничители.
Лопасти несущего винта В-12 сначала имели смешанную конструкцию. Трубчатый стальной
лонжерон собирался из телескопических труб. С помощью заклёпочных соединений к нему крепились каркас из деревянных
нервюр, стрингеров и обшивка из фанеры и полотна. Толкающий трёхлопастной рулевой винт В1Х1 (конструкции ОКБ
Н.И. Петрова) диаметром 3,6 м. имел цельнодеревянные трапециевидные лопасти, крепившиеся к втулке с помощью осевых
и горизонтальных шарниров. Лопасти винтов, а также передние стёкла кабины лётчиков были оборудованы противооблединительными системами.
В-12 стал одним из первых в мире вертолётов, в систему управления которого включили гидроуселители (бустеры),
и первым в СССР летательным аппаратом с необратимым бустерным управлением.Жёсткая проводка управления состояла из системы тяг и
качалок. Рычаги управления вертолётом в кабине лётчиков были дублированы. Приборное оборудование обеспечивало пилотирование
аппарата в ночное время и в сложных метеоусловиях. На конце хвостовой балки находился управляемый стабилизатор.
Колёсное шасси было четырёхопорное с пирамидообразными стойками.
В начале марта 1952 года выпуск рабочих чертежей был завершён, а в конце апреля на опытном производстве завода
№3 построили первый лётный экземпляр. Одновременно ресурсный экземпляр был собран на саратовском серийном авиационном заводе №292.
Первый свободный полёт выполнил лётчик В.В. Виницкий 3 июня 1952 года. После успешного
завершения в августе 1952 года программы заводских испытаний вертолёт был предъявлен на государственные испытания
в ГК НИИ ВВС.Ещё до их окончания, в декабре 1952 года, в Саратове развернули серийное производство В-12, получившего
обозначение
Ми-4.
Уже в начале следующего года вертолёт, ещё не прошедший войсковые испытания стал поступать в училище, где 17 мая 1953
года закончили переучивание подполковники
Аугуль А.Э., Добров П.М. и майоры
Чижов К.З.и
Анисимов В.П., а 18 мая 1953 года
начато эксперементальное обучение 22 курсантов на вертолёте Ми-4.
Всего в училище на Ми-4 было выпущено 3620 человек.
Лётно-технические характеристики вертолётов Ми-4
|
Основные данные
|
Ми-4
|
Ми-4А
|
Ми-4АВ
|
Год постройки
|
1952
|
1957
|
1967
|
Экипаж, чел. Число пассажиров(десантников)
|
3 16
|
3 16
|
3 -
|
Тип двигателей Мощность двигателей,л.с.
|
АШ-82В 1700
|
АШ-82В 1700
|
АШ-82В 1700
|
Диаметр несущего винта,м
|
21
|
21
|
21
|
Масса пустого вертолёта,кг Взлётная масса,кг: нормальная максимальная Масса груза,кг: нормальная максимальная на внешней подвеске
|
4900
6950 7600
1200 1600 -
|
4970
7500 7800
1200 1670 1300
|
5840
7500 7800
... ... -
|
Скорость полёта,км/ч: максимальная крейсерская
|
226 ...
|
214 190
|
170 140
|
Статический потолок,м: с учётом влияния земли Динамический потолок,м
|
1200 5500
|
1250 5650
|
... 4000
|
Практическая дальность полёта,км
|
465
|
455
|
340
|